История научной школы

КАФЕДРА «ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»

История становления кафедры


1965 г. ректор МАДИ Лео­нид Леонидович Афанасьев орга­низовал новую кафедру на факуль­тете автомобильного транспорта - «Автомобильные перевозки и безопасность движения» - с целью под­готовки в высшей школе специали­стов новых профилей. Будучи не только крупным отечественным уче­ным в области эксплуатации автомо­бильного транспорта, но и в течение ряда лет активным деятелем между­народных общественных автомо­бильных организаций, в том числе Международной федерации автомо­бильного спорта, Леонид Леонидович вынашивал идею расширения авто­дорожного образования, опираясь на собственные исследования и иссле­дования своих коллег в МАДИ, а так­же на широкую информацию, полу­ченную при личном участии в между­народных конгрессах, конференциях, семинарах, посещении многих зару­бежных учебных заведений, круп­нейших автомобильных выставок и автоспортивных соревнований выс­ших категорий.
     В состав новой кафедры были включены соратники и ученики Л.Л.Афанасьева, имевшие не только педагогический опыт, но и опыт ра­боты на предприятиях и в научных институтах отрасли, - это А.Б. Дья­ков, М.Б. Залетаев, В.Н. Иванов, Н.А. Игнатов, В.А. Иларионов, Г.И. Кпинковштейн, В.И. Коноплянко, Я.А. Ливьянт, Н.Б. Островский. Препода­вательский коллектив работал в трех секциях: «Автомобильные перевоз­ки», «Безопасность движения», «Техника автомобильного спорта».
Были разработаны новые учебные планы и соответственно программы новых дисциплин. При этом в основу был положен системный подход по каждому направлению специализации.
     Первый опыт выпуска инженеров новой специализации получил одобрение руководящих организаций высшей школы, автотранспорта государственной автомобильной инспекции МВД СССР.
     Для направления «Безопасность движения» серьезной практической проверкой явилась организация силами секции кафедры и факультета повышения квалификации, начиная с 1969 г., периодических двухмесячных курсов повышения квалификации инженерных работников Госавтоинспекции. Ежегодно проходили обучение около 150 человек из регионов страны. Это была школа не только для обучающихся, но и преподавателей кафедры.
     В 1972 г. по представлению ГАИ МВД СССР Советом Министров СССР было принято Постановление № 539 «О дополнительных мерах по  обеспечению безопасности дорожного движения», которым, в частности, определялась необходимость введения в рамках всей страны подготовки инженеров по организации и безопасности дорожного движения. Головным институтом был определен МАДИ как уже имевший опыт в этом направлении, где уже с 1974 г. была начата подготовка инженеров по новой специальности. Под руководством Л.Л.Афанасьева преподавателями секции «Безопасность движения» были разработаны необходимые  методические материалы (квалификационная характеристика специальности, учебный план, программы профилирующих дисциплин, лабораторный практикум, тематика дипломного проектирования и т.д.).
     При разработке квалификацион­ной характеристики по специальности «Организация дорожного движения» на основе конкретной потребности в специалистах нового профиля были определены следующие возможные места их работы - это госавтоинспекция (инженерные должности по организации движения и  контролю дорожных условий, по приему экзаменов у кандидатов в водители, пропаганде безопасности движения, учету и анализу дорожно- транспортных происшествий), авто­транспортные предприятия и учреждения (инженер по безопасности движения), проектные и исследовательские институты (проектировщик, исследователь), учреждения авто­технической экспертизы (эксперты).
Были созданы первые учебники и учебные пособия для новой специ­альности: «Конструктивная безопасность автомобиля» (Л.Л. Афанасьев, А.Б. Дьяков, В.А. Иларионов), «Орга­низация дорожного движения» (Г.И. Клинковштейн), «Технические средства организации дорожного движения» (Ю.А. Кременец), «Экспертиза дорожно-транспортных происшест­вий» (В.А. Иларионов), «Надежность водителя и безопасность движения» (В.М. Мишурин, А.Н. Романов).
По профилирующим дисциплинам дорожного направления были напи­саны сотрудниками кафедры «Изы­сканий и проектирования автомо­бильных дорог» учебники «Дорожные условия и безопасность движения» (В.Ф. Бабков), «Транспортная плани­ровка городов» (Е.М. Лобанов), «Тео­рия транспортных потоков в проекти­ровании автомобильных дорог и ор­ганизации движения» (В.В. Сильянов).
     НИР и подготовку аспирантов но­вая кафедра осуществляла в тесном сотрудничестве с ведущими специа­листами Госавтоинспекции и авто­транспортных организаций. Основ­ные результаты НИР сотрудников и аспирантов кафедры, кроме отечест­венных и зарубежных изданий, опуб­ликованы в самостоятельных выпус­ках трудов МАДИ «Организация пе­ревозок и безопасность движения», вышедших в 1973 г., 1977 г. и 1981 г., содержащих 87 оригинальных публи­каций, а также в других сборниках трудов МАДИ последующих лет.
     Начало июля 1978 г. отмечено в МАДИ знаменательным событием - состоялся первый выпуск в стране 48 дипломированных специалистов по организации и безопасности дорож­ного движения, лучшие из которых были направлены на работу в систе­му Государственной автомобильной инспекции, где успешно проявили себя, работая на ответственных должностях.
     Начиная с этой даты ежегодно до 30% выпускников принимались на ра­боту в аппараты Госавтоинспекции, а другие - в службы безопасности ав­тотранспортных организаций, научно-исследовательские, проектные и экспертные организации.
     Начиная с 1978 г. МАДИ было выпущено около 3000 инженеров по организации и безопасности дорожного движения, а в аспирантуре и докторантуре при кафедре подготовили и защитили диссертации 74 кандидата и 6 докторов наук.
Деятельность по подготовке специалистов в области безопасности дорожного движения была поддержана МВД СССР, Минтрансом, Госкомнауки, а также рабочей группой по безопасности дорожного движения СЭВ. По решению последней, в частности, были проведены 3 специальных международных семинара для преподавателей высшей школы в этой области: 1-й семинар - в 1981 г. на базе кафедры МАДИ, возглавляемой Л.Л.Афанасьевым, 2-й - в 1983 г. в Дрездене на базе высшей школы транспорта и связи ГДР и 3-й - в Варне на базе высшей школы архитектуры и строительства Болгарии (1985 г.). Кроме отечественных профессоров и специалистов высшей школы в семинарах принимали участие работники высшей школы Болгарии, Венгрии, Германской демократической республики, Кубы, Польши. На семинарах обсуждались учебные планы и лабораторные практикумы по профилирующим дисциплинам, тематика производственных практик, дипломного проектирования, а также номенклатура необходимого лабораторного оборудования.
     Одним из наиболее заметных официальных результатов стали принятые на 3-м семинаре «Основные положения по подготовке и повышению квалификации специалистов по организации и безопасности движения», разработчиками которых были ведущие сотрудники кафедры, руководимой Л.Л.Афанасьевым. Документ был одобрен на 10-м заседании Рабочей группы по безопасности дорожного движения СЭВ.
     В 1982 г. коллектив МАДИ понес тяжелую утрату - в результате тяжелой болезни безвременно на 70-м году 

жизни скончался Л.Л. Афанасьев. С целью сохранения и дальнейшего развития его начинаний было принято решение разделить кафедру «Автомобильные перевозки и безопасность движения» на 2 самостоятельные кафедры: «Автомобильные перевозки» и «Организация и безопасность движения». Первым заведующим кафедрой «Организация и безопасность движения» был утвержден профессор Георгий Ильич Клинковштейн (первый аспирант подготовленный  Л.Л.Афанасьевым и автор первого для специально «Организация дорожного движения учебника под этим названием).

 

 

 

      С 1988 г. по 2012 г. кафедрой заведовал заслуженный деятель науки РФ, профессор, д-р техн. наук Анатолий Иосифович Рябчинский, ученик Л.Л. Афанасьева. А.И. Рябчинский является экспертом Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН (г. Женева) и в течение ряда лет принимает активное участие в разработке и peaлизации в РФ новых нормативных предписаний по безопасности транспортных средств средств (Правила ЕЭК ООН № 29, 16, 94, 95 и др.)
В составе кафедры ОБД продолжили работу по развитию специальности ветераны М.В. Залетаев; В.А. Иларионов, Г.И. Клинковштейн, В.И. Коноплянко, Ю.А. Кременец и более молодые А Н. Романов, Е В. Осепчугов, В.Н. Сытник, В.Н. Вздыхалкин, В.У. Хренов, И.К. Коршаков, С.И. Смирнов. Продолжалось развитие лабораторно-экспериментальной базы кафедры, основной вклад в этом направлении был сделан инженерами А.Н.Заулошновым, А.Г. Когенманом, П.В.Меньшовым, А.Л. Травянко, В.А.Косыревым. В частности, были созданы ходовые лаборатории на базе легковых автомобилей ВАЗ и ГАЗ для исследования транспортного потока с автоматизированной регистрацией параметров. С помощью этих лабораторий были проведены исследования на ряде магистралей
     В 1990-е и последующие годы преподавательский состав кафедры пополнился рядом высококвалифицированных специалистов-ученых и практиков (А.А. Токарев, В.А.Астров, М.Б. Афанасьев, В.Д. Кондратьев, Т.А. Литвинова, Л.Н.Игнатов,            Р.Б. Кренцель, А.П. Юров, В.В. Елизаров), а также выпускниками МАДИ (В.Г. Герасимова, О.Е.Курьянова, С.Ф. Калиновский, А.В.Кулаков, П.В. Карпов, В.Е. Верейкин, О.Ю.Монина,       В.В. Карпов, Т.Э.Морозова, В.Я. Буйленко, С.Н. Сатышев, Ю.А. Короткова).
    Было продолжено освоение новых лекционных курсов: «Основы сертификации» и «Сертификация автомобилей» - профессор А.И. Рябчинский; «Информационное обеспечение участников дорожного движения» - профессор В.И. Коноплянко; «Методические основы подготовки водителей» - профессор А.Н. Романов, В.Н. Вздыхалкин; «Основы теории надежности и диагностики системы ВАДС» - доцент О.В. Майборода, «Применение вычислительной техники в ОДД» - доцент В.Г. Герасимова; «Основы организации и управления БДД» - доцент В.Д. Кондратьев: «Управление техническими системами обеспечения БДД» - доц. Т.А.Литвинова; «Служба БД в АТП» - проф. Г.И. Клинковштейн и другие.
     Коллектив кафедры продолжает в своей работе поддерживать тесные деловые и творческие контакты с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, Управлением ГИБДД Москвы, НИЦ проблем безопасности дорожного движения МВД России, НИЦИИАМТ, Минтрансом России, НАМИ, что обеспечивает, в частности, своевременную реакцию в учебном процессе на изменения общего состояния дорожного движения и основной нормативной базы соответствующих отраслей.
     Также неизменно оказывалась консультативная помощь специалистов кафедры представителям многих иногородних вузов и практическим работникам служб безопасности дорожного движения по всем правлениям проблемы.
В 1992-1995 гг. ведущие преподаватели кафедры участвовали в работке 2-х важнейших государственных документов: Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и Первой федеральной целевой программы повышен безопасности дорожного движения (в развитие вышеуказанного закона). Соответственно были дополнены программы лекций наиболее важными положениями этих документов.
     Благодаря созданию при кафедре 1990-х годах совместно с ЗАО «Транстехносервис» проектно-исследовательского отдела по организации и безопасности дорожного движения ведутся интенсивные работы по совершенствованию организации движения в г. Москве и других районах и оценке качества отдельных проектов по организации движения, а также практика студентов.
     В 2002 г. при кафедре была создана лаборатория «Безопасность транспортных средств и автомобильного спорта», руководителем которой является мастер спорта, Заслуженный тренер России по автомобильному спорту А.В.Курбатов.
В настоящее время при лаборатории существует гоночная команда «МАДИ-RACING», дающая студентам возможность принимать участие в соревнованиях по автомобильному спорту, в том числе такого уровня как «Чемпионат России» и «Кубок России». За время существования лаборатории спортсмены команды «МАДИ-RACING» неоднократно становились победителями и призерами многих соревнований.
      В 2004 г. на базе лаборатории организованы «Курсы повышения квалификации водительского мастерства» для студентов и сотрудников МАДИ, основной задачей которых является обучение курсантов безопасному управлению автомобилем, как в обычных, так и в экстремальных ситуациях. Основной направленностью и отличительной чертой данных курсов является обучение водителей методом прогнозирования вероятности возникновения опасных ситуаций и выхода из них.
     Одним из важных направлений инженерной деятельности, предусмотренных Федеральным Законом «О безопасности дорожного движения» является сертификация продукции и лицензирование деятельности. Эти условия позволяют выполнять требования как к различным областям технических изделий (автомобилей и их узлов, средств организации движения и т.д.), так и к подготовке специалистов различного профиля. В рамках развития работ по этому направлению предусмотрена подготовка на кафедре магистров по сертификации и лицензированию в области обеспечения безопасности дорожного движения. В 1996 году кафедра была аккредитована Госстандартом РФ в качестве «Органа по сертификации защитных удерживающих средств».
    Подготовлен учебник по курсу «Основы сертификации» (проф. Рябчинский А.И.). В связи с этим под руководством профессора А.И. Рябчинского разработаны программа и методические материалы для нового курса лекций, а также создана возможность введения подготовки магистров на 5-м и 6-м годах обучения по этому профилю. Кафедра получила соответствующую аккредитацию.
     В сентябре 2012 г. кафедру возглавил д.т.н., профессор Жанказиев Султан Владимирович.
С 1996 по 2001 г. работал преподавателем в МАДИ на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервиса».  С 2001 по 2012 год являлся заместителем заведующего кафедрой «Транспортная телематика» в МАДИ. В 1995 г. Была успешно защищена кандидатская, а в 2012 году состоялась защита докторской диссертации на тему «Научные основы и методология формирования интеллектуальных транспортных систем в автомобильно-дорожных комплексах городов и регионов».
     С.В. Жанказиев является руководителем огромного количества направлений в развитии интеллектуальных транспортных систем. На данный момент входит в состав рабочей группы «Дирекции Московского транспортного узла» по внедрению проектов ИТС и по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; комитета по стратегическому развитию НИАТ; Научно-технического Совета (НТС) Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации;  НТС ГК Автодор.
     Также С.В. Жанказиев является заместителем руководителя комитета по ИТС Союза транспортников России;  руководителем Академического центра компетенции IBM в сфере ИТС;  руководителем полигона «Умная дорога» на учебном полигоне МАДИ (34й км Ленинградского шоссе);  заместителем руководителя ТК57 Росстандарта; официальным делегатом от России в ТС204 ISO;  официальным представителем от ATTRussia в ИТС платформе ERTICO;  член совета директоров ОАО «РусТАХОНЕТ», которое является уполномоченным официальным органом по исполнению норм и требований ЕСТР, а также по внедрению и применению цифровых тахографов на внутренних грузоперевозках; генеральным директором ООО «НИИ ИТС». Основная деятельность – научные исследования и внедрения в сфере организации и безопасности дорожного движения, ИТС; член экспертной группы Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям; член Международного комитета IGIP по инженерной педагогике.
     Сказанное выше позволяет сделать вывод, что научная школа подготовки специалистов по дорожному движению, его организации и безопасности, созданная в МАДИ под руководством заслуженных деятелей науки и техники: Л.Л.Афанасьева, В.Ф. Бабкова, А.И. Рябчинского, профессоров Г.И. Клинковштейна, С.В Жанказиева не только укрепилась, но и продолжает развиваться, внося свой вклад в решение одной из сложных проблем всего мирового сообщества, в числе и нашего государства.

 

 

 Москва, Ленинградский проспект 64, тел. +7 (499) 155-04-17, mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.